Как выбрать штатив для фотоаппарата?

Условия, в которых проводится съемка, диктуют свои правила. Фотографам часто приходится работать с длинной выдержкой, принимать ради удачного кадра самые неудобные позы и проводить съемку в экстремальных местах. В этом случае испортить кадр может даже незначительное движение и дрожание рук. Без фиксации камеры на устойчивой основе — штативе, избежать тряски вряд ли удастся.

Идеального штатива на все случаи жизни не существует. Выбирая среди основных характеристик, таких, как легкость, устойчивость и цена, в любом случае придется идти на компромисс. А чтобы все-таки подобрать оптимальный вариант в первую очередь следует обратить внимание на тип штатива, конструкцию, вес и высоту. Именно о таких характеристиках штативов пойдёт речь в данной статье.

Типы штативов

  • Настольные штативы. Имеют миниатюрный размер и небольшой вес. В разложенном состоянии высота карманного штатива составляет около 30 см. Предназначены для компактных фотоаппаратов весом не более 500 граммов.
  • Фотоштативы. Дорогостоящие штативы, выполненные из прочных материалов — титана и стали. Для обеспечения минимального люфта количество опор в таких штативах снижено до трёх. Предназначены фотошатитвы для громоздких зеркальных фотокамер, общий вес которых, вместе с объективом и аксессуарами, больше 2 кг. Имеют расширенную комплектацию, тем самым увеличивая область применения фотокамеры.
  • Видеоштативы. Используются только для видеокамер. От универсальных штативов отличаются наличием ручки на головке, предназначенной для удобного кадрирования.
  • Универсальные штативы. Могут использоваться для фото- и видеокамер. Изготавливаются преимущественно из алюминия, за счет чего обладают облегченной конструкцией и удобством при транспортировке.
  • Профессиональные штативы. Достаточно массивные устройства с опорными элементами, выполненными из титана, стали, карбона, алюминия. Количество опорных секций в таких штативах не превышает трех, а соединения между ними сделаны из износоустойчивых материалов, которые рассчитаны на длительную ежедневную эксплуатацию.

Конструкция штатива

Штативная головка

  • Шаровые головки позволяют быстро и легко изменять направление головы штатива, но не обеспечивают при этом высокой точности.
  • 2D-головки имеют независимые механизмами управления, которые перемещают головку вперед-назад и из стороны в сторону.
  • 3D-головки вращаются вокруг собственной оси и используются в тех ситуациях, когда необходима высокая точность.

Существуют головки, комбинирующие в себе все три вышеперечисленных типа. Встречаются штативные головки, предназначенные исключительно для макро- и панорамной съемки. Также в продаже есть штативы, предполагающие смену головки.

Площадка

Непосредственно на головку крепится площадка, на которую затем устанавливается фотокамера. При этом площадка может быть как статичной, так и сменной. Во втором случае можно быстро заменить одну камеру на вторую. Такие манипуляции значительно экономят время и упрощают работу. Чтобы повысить точность позиционирования, на площадке могут закрепляться пузырьковые уровни.

Ноги

Ноги в штативах разделяют по количеству и типу секций. Что касается количества ног, то более практичной будет трёхсекционная модель. Наличие четырех и более секций снижает устойчивость и увеличивает уровень вибраций, хотя и уменьшает размеры штатива в сложенном виде.

Различают несколько типов соединения ног со штативом — винтовое, байонетное, муфтовое и т. д. Каждый из них имеет недостатки и достоинства. Выбор должен основываться на том, что приоритетнее — надежность или скорость.

Вес и высота штатива

Высота и вес штатива зависят от условий транспортировки и рабочей нагрузки.

Рабочей высотой штатива называют расстояние от поверхности, на которой устанавливается конструкция, до площадки, где закрепляется фотокамера. Желательно, чтобы максимальная рабочая высота превышала рост фотографа или видоискатель камеры, установленной на штатив, находился на уровне глаз.

Выбирая нужный вес штатива следует найти компромисс между наибольшим, обеспечивающим необходимую устойчивость, и наименьшим, подходящим для транспортировки. При этом важно учитывать показатели рабочей нагрузки, зависящие от особенностей конкретной модели штатива.

Дополнительные критерии выбора

  • Материал изготовления. Алюминиевые штативы устойчивые и сравнительно недорогие. Карбоновые, изготовленные из углеволокна, легкие, менее устойчивые и достаточно дорогие. Однако карбон хорошо поглощает вибрацию, потому штативы из карбона незаменимы при съемке телеобъективом.
  • Центральная колонна. Будет полезна только в тех случаях, когда показатели высоты важнее устойчивости, например, при портретной съемке в фотостудии.
  • Крюк для груза. Не только позволит освободить руки от лишних вещей, но и увеличит устойчивость штатива.
  • Крепление. Существует два стандарта крепления фотокамеры к штативной головке: 1/4” и 3/8”. Резьба 1/4 используется как для компактных, так и для зеркальных фото- и видеокамер. Крепежный узел 3/8 предназначен для крепления тяжелых камер и длиннофокусных объективов.

Самые популярные производители штативов

Производителей штативов достаточно много. В основном это китайские фирмы. Но выделить среди них можно только три: RRS, Gitzo и Manfrotto. Что касается последнего бренда, то на него, пожалуй, стоит обратить особое внимание, так как штативы этой марки, ввиду высокого качества, пользуются наибольшим спросом среди профессиональных фотографов.

Типичные ошибки покупателей

  1. Высота штатива имеет значение разве что для высоких людей или в том случае, если требуется сделать портрет буквально «глаза в глаза». В остальных ситуациях высокий штатив – это дополнительный вес и неудобства при транспортировке. Да и при наличии поворотного дисплея и режима LiveView наклоняться к видоискателю совсем необязательно.
  2. Редко кто обращает внимание на диаметр основания в штативной головке. И очень зря, ведь слишком маленький диаметр серьезно скажется на устойчивости, а большой — станет непреодолимым препятствием при повороте камеры, так как она будет непременно упираться в основание.
  3. При выборе штатива все заботятся о его высоте, а вот диаметр ног, к сожалению, часто остается за кадром. Однако чем больше диаметр наиболее широкой части штатива, тем устойчивее будет конструкция.

Но, прежде чем покупать штатив, важно определиться с тем, нужен ли он вообще. Очень часто такой аксессуар приобретается вместе с фотокамерой, а затем он просто пылится в углу.