Съёмка в студии с одним источником

Студийная фотосъемка с нуля

Хотите научиться снимать в фотостудии? Видеоуроки от А до Я…

Имея под рукой несколько студийных или портативных вспышек и всевозможные модификаторы света, можно воссоздать сложные схемы света при условии наличия навыков и знаний. Сложнее дело обстоит, когда в арсенале всего лишь один источник света, а хочется, чтобы снимки получились качественными.

Пожалуй, невозможно найти студию, где среди фотоинвентаря всего лишь одна вспышка, но умение работать с ней особенно важно в начале фотографического пути. Это уже потом, почувствовав свет, захочется добавлять ещё и ещё вспышки.

Не так много вариантов съёмки с одним источником света. Среди достойных – всем известная «бабочка», когда свет падает сверху и под носом образуется тень. Вот только модификатор для такой схемы обязательно нужен «мягкий»: софтбокс, октобокс или что-то вроде того.

В противном случае тень будет очень тёмной. Такие усы под носом никому не нужны, а особенно в женском портрете. Да и светить голой вспышкой хоть и не фронтально, а сверху – это наглухо убивать свою работу. Вспышки без каких-либо модификаторов лучше приберечь для контровика.

Кстати, о тени под носом в схеме «бабочка». Она всё равно присутствует и при использовании софтбокса, хотя с более мягкими переходами и не такая чёрная. Обычно тень подсвечивают снизу отражателем. Для того чтобы не засветить фон, придётся отвести модель подальше от него либо надеть на софт сотовую решётку, если такая предусмотрена в комплектации вашего модификатора.

Следующее освещение скорее подойдёт для мужского портрета – это боковой свет, хотя, если требуется передать твёрдость характера и бескомпромиссность, боковое освещение можно применить и в женском портрете. Такой свет не наделён чем-то особенно художественным, и использовать его нужно, когда это само собой разумеется или уместно по сюжету или идее. Чтобы было понятно, боковой свет – это когда одна половина лица освещена больше, чем другая.

О Рембрандте нечего говорить – все слышали об этом художнике. Мир не только унаследовал от него произведения искусства. Фотографы удачно применяют его фирменный стиль. Он имитировал освещение от окна, в результате чего на дальней от источника света половине лица появлялся своеобразный треугольник света.

Получить такое освещение просто – достаточно установить источник света  под углом в 45ᵒ по отношению к модели, лицо – прямо в объектив. Лучше всего задействовать софтбокс, зонт на отражение или просвет. Усовершенствовать светотеневой рисунок можно по старинке, подсветив теневую сторону отражателем, но это по желанию. Если стоит задача передать мрачность и суровость, то подсветка теней только всё испортит.

Так называемое «короткое» освещение тоже легко выполняется за счёт одного источника. Попросите модель повернуться вполоборота к объективу. В этом случае не стоит доверять инстинктам человека. Лица у людей, как правило, несимметричны, поэтому  полуоборот в ту или иную сторону сильно видоизменяет облик, и не всегда в лучшую сторону.

Когда определились с поворотом в три четверти, установите софтбокс таким образом, чтобы освещалась «короткая» сторона портретируемого. Не допускайте жёсткого провала в тень «широкой» стороны. Этого можно добиться за счёт оптимально подобранной экспозиции. Как видите, можно даже обойтись без помощи отражателя. Не забывайте, что в студиях есть стационарные отражатели – белые стены.

Соответственно, можно работать и по другой схеме, используя «широкое» освещение. Просто переставьте софтбокс так, чтобы он освещал только «широкую» сторону.

Наконец, поговорим о том, как, используя лишь контровой свет, сделать блестящие снимки. Может, кто удивится, но с помощью контровика можно создать портреты, обладающие особым шармом. Естественно, что большее количество источников света будет давать лучший результат, но и один контровик способен творить чудеса.

Хитрость заключается в правильном расположении портретируемого. Для начала модель должна принять положение как для «короткой» схемы света. После этого попросите человека продолжить поворот головы. Вы должны чётко контролировать этот процесс. Как только нос модели визуально начнёт выходить за область лица, пора говорить «стоп». Если нет строгой зависимости от фона, можно пойти другим путём и с помощью установки фотоаппарата достигнуть того же результата.

Следите, чтобы нос не слишком выступал за область лица — это некрасиво. Допустим лишь лёгкий выступ или когда кончик носа находится вровень с границей щеки. Осталось только установить сзади вспышку и обрисовать эту линию лица. Если правильно выставить экспозицию, то лицо не потеряется в тени и будет читаемо.

Посмотреть фотосъемку в студии можно посмотреть здесь.